По принципу устройства кондиционер можно сравнить с живым организмом: в роли сердца выступает компрессор, который под давлением перекачивает хладагент в газообразном состоянии по всей системе.
- Цикл движения хладагента начинается в специальном радиаторе (конденсаторе), где вещество охлаждается и переходит в жидкое состояние. Понижение температуры хладагента осуществляется посредством воздуха, поступающего извне в процессе движения автомобиля или нагнетаемого специальным вентилятором.
- Ресивер-осушитель очищает воздух от загрязнений (пыли, микрочастиц грязи), связывая их влагой и выводя из системы.
- Перемещаясь по каналам автокондиционера, фреон поступает в расширительный клапан и попадает в испаритель, расположенный у приборной панели.
- Установленный на приборной панели вентилятор пропускает через испаритель воздух из салона (или из-за пределов салона), где он охлаждается и снова поступает в салон. А фреон снова поступает в компрессор, и цикл повторяется.
Эксплуатация автокондиционера
Пренебрегая чтением инструкций к любому оборудованию, мы часто пребываем в полной уверенности, что и без того достаточно знаем, как с ним обращаться. Однако соблюдение некоторых советов в отношении кондиционера в автомобиле позволит значительно продлить срок его службы и сэкономить деньги на ремонте:
- Наиболее частая ошибка — работающий кондиционер при открытых окнах и люке. На первый взгляд может показаться, что дополнительная циркуляция воздуха только ускорит охлаждение, но это не так. Кондиционеры рассчитаны на работу в замкнутых пространствах, в противном случае они просто не смогут выполнять свою функцию полноценно. Если хочется охладить машину поскорее, откройте на несколько минут все двери, чтобы салон продуло, а после закройте и запустите кондиционер при включенном двигателе.
- За счет осушения воздуха уменьшается запотевание стекол салона, поэтому порой удобно комбинировать действие кондиционера и печки, если климатическая система это позволяет.
- Масло, циркулирующее по системе кондиционера вместе с фреоном, смазывает прокладки и узлы устройства. Из-за продолжительного бездействия они могут пересохнуть, потерять целостность и дать течь. В связи с этим включать кондиционер рекомендуется минимум раз в неделю хотя бы на 10 минут в течение всего года.
Диагностика автокондиционера
Большинство машин сегодня оснащено кондиционерами или климатическими системами. Мы настолько привыкли пользоваться ими каждый день, что многим не приходит в голову мысль о регулярной проверке устройства. Между тем, периодическая диагностика системы крайне важна для предупреждения дорогостоящего ремонта.
Основная часть проблем с автокондиционером наблюдается при нехватке хладагента (R134a): пустоты рискуют заполниться водой, чему особенно способствует влажная погода. При последующем понижении температуры на улице вода в системе замерзнет и приведет компрессор в негодность. Диагностика и заправка кондиционера в автомобиле, проведенная раз в 2 года, позволит избежать таких неприятных сюрпризов.